4r46.jpg

Донской регион №6 / Главное

Цель послания, практика которого была введена в июле 2013-го, – проинформировать участников инвестиционного процесса о планируемых ключевых мерах по улучшению инвестиционного климата. В начале своего выступления губернатор подвел итоги выполнения задач, сформулированных в предыдущем инвестпослании.

Как подчеркнул Василий Голубев, в 2016-м году была решена принципиальная задача – внедрен механизм гарантированного субсидирования расходов потенциальных инвесторов.

«Конкурентное преимущество региона, которое ранее декларировалось, сейчас в реальности стало таковым», – подчеркнул губернатор.

Также выполнено поручение по принятию беспрецедентных мер для диверсификации экономики моногорода Гуково. Инвесторам, реализующим свои проекты на территории ТОСЭР «Гуково», будут возмещаться 80, а не 50 процентов понесенных затрат на техприсоединение к сетям. На сегодня проекты уже зарегистрированных трех резидентов предусматривают инвестиции в экономику города свыше 2,5 млрд. рублей и создание более двух тысяч новых рабочих мест, что составляет почти пятую часть от числа всех работающих жителей Гуково.

- Вы знаете, что в нашем регионе есть еще два моногорода – Зверево и Донецк, - сказал глава региона.- Мы ставим перед собой задачу добиться статуса ТОСЭР и для них. И в этом с нами солидарен и Совет Федерации. По итогам прошедших в верхней палате парламента России Дней Ростовской области его председатель Валентина Ивановна Матвиенко подписала постановление, в котором даны рекомендации Правительству России о предоставлении нашим моногородам статуса ТОСЭР в 2017-2018 годах.

ИТОГИ

Оценивая текущую ситуацию, губернатор отметил, что в Ростовской области сохраняется рост по большинству экономических показателей. По оценкам регионального минэкономразвития и Ростовстата, рост донской экономики по итогам года составит не менее 2 процентов, а объем ВРП – не менее 1 трлн. 200 млрд. рублей. Оборот организаций за 9 месяцев превысил 2,1 трлн. рублей, что на 12 процентов выше прошлогоднего уровня. Важнейший для инвестиций финансово-экономический показатель – прибыль крупных и средних организаций - составит по прогнозам почти 200 млрд. рублей, что почти на 35 процентов выше прошлого года. Ежегодно увеличивается и объем инвестиций в основной капитал: 264 млрд. рублей – в 2014 году, 309 млрд. рублей – в 2015-м, план 2016 года такой же, окончательные цифры будут известны в августе 2017-го.

В 2016 году был введен в эксплуатацию ряд крупных инвестпроектов. Подписан ряд соглашений с иностранными инвесторами, которые идут в регион, даже вопреки сложившейся международной конъюнктуре.

Губернатор в своем выступлении уделил большое внимание тем факторам, которые причиняют вред экосистеме для бизнеса на Дону. По его мнению, их как минимум семь: высокие тарифы, недостаточная доступность инфраструктуры, отсутствие «дешевого» заемного капитала, падение потребительского спроса, трудности в получении госуслуг, избыточный контроль и надзор, кадровый дефицит.
Обозначив проблемы, глава региона подробно остановился на том, как их преодолеть.

Проблема №1 – высокие тарифы

Действительно, сегодня для значительного числа промышленных предприятий региона действуют тарифы на электроэнергию, которые выше, чем в тех регионах, с которыми Ростовская область напрямую конкурирует за инвестиции. Речь, прежде всего, о промпредприятиях, работающих по среднему напряжению.

Стоимость электроэнергии складывается из множества факторов. Но основных составляющих в тарифе три – генерация, сетевая составляющая и сбытовая надбавка.

Генерация продает электроэнергию и мощность на оптовом рынке по рыночным ценам. На это регион повлиять не в силах.

Хотя единичные примеры такого влияния все же есть. Последний – Бурятия, где ряд решений Мин­энерго России позволил снизить стоимость электроэнергии для республики на оптовом рынке почти на 30 процентов. Но это единичный случай, системы здесь нет. Также практически невозможно влиять на тариф для сетей высокого класса. Для Единой национальной электрической сети он утверждается на федеральном уровне. Но для территориальных сетевых организаций он утверждается на региональном уровне. Есть поле для маневра и в отношении сбытовой надбавки, которая также утверждается на уровне субъекта.

- В Ростовской области есть положительный опыт детального аудита тарифов ресурсоснабжающих компаний для населения, - сказал губернатор.- Считаю необходимым распространить в 2017 году этот опыт и провести детальный аудит тарифов для юридических лиц с привлечением независимых аудиторов и представителей бизнеса.

Конкретные предложения по организации данной работы должны лечь мне на стол до февраля 2017 года. Цель промышленно-энергетического и финансово-экономического блоков правительства, а также РСТ, при содействии ростовского УФАС, сделать так, чтобы в конечном итоге все промышленные предприятия Ростовской области имели возможность работать по тарифам, как минимум, не выше, чем в соседних регионах.

Да, возможно, эта работа потребует не один год, но её надо начинать. И первым конкретным шагом станет следующее. Доля сетевой составляющей в общей структуре тарифа на электроэнергию – около 60 процентов. То есть, она самая большая. Растёт тариф на передачу – растет и общий тариф. При этом «коридор» роста тарифа на передачу – максимально и минимально допустимый процент - устанавливает ФАС России. Таким образом, у региональной службы по тарифам есть возможность для маневра.

Поручаю на 2017 год установить единый тариф на передачу электроэнергии с применением нижней минимально допустимой планки, установленной ФАС России. Напомню, служба может согласовать рост тарифа по максимальной планке – 7-10 процентов, а может по минимальной – 3 процента.

Доступность инфраструктуры

Что касается второй обозначенной проблемы – доступности инфраструктуры, то применительно к бизнесу глава региона сформулировал задачу так: упрощение, ускорение и удешевление технического присоединения к сетям.

По мнению губернатора, она может решаться не только за счет «одного окна» на получение бюджетных субсидий, но и за счет создания правовых условий для строительства инженерных сетей хозяйственным способом.

Глава региона поставил задачу областным министерствам промышленности и экономики, региональной службе по тарифам и правовому управлению правительства совместно с администрациями муниципалитетов и ресурсоснабжающими организациями представить до 1 марта системные предложения по началу реализации массового упрощенного техприсоединения к инженерным сетям, если строительство идет хозяйственным способом. Безусловно, с соблюдением всех требований к проектированию и строительству.

– На прошлом инвестпослании мы говорили о необходимости снятия инфраструктурных ограничений по газу, – напомнил губернатор.- Задачу расширения газораспределительных мощностей мы решаем совместно с «Газпромом», за счет реконструкции ГРС. И эта работа идет неплохими темпами. С электроподстанциями проблема иного характера. Некоторые из них загружены на 100 процентов лишь на бумаге, в реальности максимум на 50. Заявленные при подключении потребности нередко преувеличены. Согласитесь, это неоправданное расточительство.

Вариант решения проблемы – применение уже традиционного для газовой отрасли принципа «Бери или плати» (Take-or-Pay). Либо плати за невостребованные мощности, либо откажись от них. И дай возможность новым инвесторам подключиться к уже существующим сетям и подстанциям, не прибегая к строительству новых.

В этой связи считаю целесообразным добиваться принятия на федеральном уровне необходимой нормативной базы. Региональным же сетевым организациям следует провести инвентаризацию резервных мощностей на центрах питания.

В эту часть работы губернатор попросил включиться депутатов Государственной Думы, так как этот вопрос оказывает влияние на инвестклимат не только Ростовской области, но и других регионов РФ.
Конкретное поручение было дано РСТ: в 2017 году на территории региона должны быть установлены единые стандартизированные ставки платы за технологическое присоединение к сетям. По предварительной оценке, это позволит снизить стоимость техприсоединения на 5-20 процентов. Эти меры помогут существенно увеличить доступность инфраструктуры для тех, кто намерен инвестировать в развитие региона.

Необходим дешевый заемный капитал

Следующий фактор, который тормозит развитие бизнеса, – отсутствие «дешевых» денег. Высокая стоимость заемного капитала – это реальный сдерживающий фактор для инвесторов, прежде всего, в производственной сфере.

- Хотя уровень ключевой ставки Центробанка – за пределами влияния региона, у нас есть иные механизмы влияния на проблему отсутствия «дешевых» денег для развития бизнеса, - сказал Василий Голубев.- Мои предложения.

Первое. Региональный фонд поддержки промышленности, который мы решили создать в Ростовской области, должен будет предоставлять займы промпредприятиям на 5-8 лет по ставке не выше 5 процентов. Поручаю региональным министерствам экономики, промышленности и финансов выйти с конкретными предложениями до конца первого квартала 2017 года.

Второе. Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства должно в большей степени ориентироваться на поддержку тех, кто производит, а не только продает. А это значит, что процентная ставка по трехлетним микрозаймам для малого бизнеса в сфере производства, а также резидентов Гуково должна быть не выше 7 процентов. И на эти цели должно направляться не менее 1/3 всего капитала агентства. В дальнейшем, считаю, эта доля должна вырасти еще. Это станет реальным подспорьем для тех, кто развивает производство, ведь по объему капитала наше агентство самое большое в России.

Третье. Аналогичные льготные условия по размеру процента за предоставление гарантий для производственных предприятий поручаю предусмотреть в рамках работы регионального Гарантийного фонда.

Выполнение данных поручений – за министерством экономического развития области.

Уместно тут сказать и о фискальной нагрузке. Вы знаете мою позицию – региональные налоги для бизнеса повышаться не должны. Не было роста налогов в 2015-м и 2016-м, и в 2017-м году тоже не будет. Поручаю финансовому и экономическому блоку правительства сохранить в 2017 году все действующие условия по региональным налогам.

О падении потребительского спроса

По итогам 2015 года Минэкономразвития России констатировало в целом по стране десятипроцентное падение оборота розничной торговли. В 2016-м падение спроса несколько замедлилось, однако о восстановлении потребительской активности речи не шло. Ожидать его, по прогнозам Банка России, стоит только в 2017-м году.

Как региональная власть может реально повлиять на ситуацию?

По мнению губернатора, путей стимулирования спроса на товары донских производителей несколько.
Первый – система госзакупок. Необходимо через госзаказ стимулировать спрос на качественную конкурентоспособную продукцию донских производителей. Безусловно, только в рамках действующего законодательства.

Второй путь – развитие кооперации между крупными промпредприятиями региона и субъектами малого бизнеса.

Третий путь - повышение спроса на региональные бренды, поддержка наших производителей в рамках программы «Сделано на Дону».

И четвертый - более активное продвижение донской продукции в другие российские регионы и за рубеж. По мнению главы региона, эффективность региональной программы поддержки и стимулирования экспорта удовлетворения сегодня, к сожалению, не вызывает. Необходима как минимум ее актуализация. Также требует пересмотра работа с торговыми представительствами за рубежом и Российским экспортным центром, соглашение с которым было подписано на питерском экономическом форуме в июне.

– Поручаю экономическому, промышленному и финансовому блоку правительства и министерству сельского хозяйства области подготовить предложения по стимулированию спроса на товары донских производителей как минимум по обозначенным мною направлениям. Срок – до февраля 2017 года, – поставил задачу губернатор.

Оптимизация контрольно-надзорной деятельности в сфере бизнеса

Неоднократно данный вопрос поднимался и на федеральном, и на региональном уровне. Принят ряд актуальных решений:

  • Создан единый реестр плановых проверок, который доступен бизнесу на сайте proverki.gov.ru.
  • Введен мораторий на неналоговые проверки малого бизнеса до 2018 года.
  • Узаконено предупреждение вместо штрафа за нарушения, выявленные в ходе проверки малого и среднего бизнеса впервые.

Однако внеплановая проверка может, по сути, произойти когда угодно и прийти откуда угодно. А ведь только на уровне субъекта федеральным законодательством предусматривается как минимум 28 видов регионального государственного контроля и надзора, реализуемых в отношении предпринимателей.

Неудивительно, что результаты Национального рейтинга инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2016-м демонстрируют серьезные проблемы по показателям, отражающим контрольно-надзорную деятельность.

– Определенные надежды на изменение ситуации я связываю с переходом на риск-ориентированный подход в проверках бизнеса, в котором частота, форма и продолжительность проверок напрямую зависят от категории риска и класса опасности, к которому отнесена компания. При низком риске плановые проверки не будут проводиться вовсе, – отметил губернатор.

Риск-ориентированный подход сейчас применяют четыре федеральных ведомства. Это - противопожарная служба, Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство и Роскомнадзор, а с 2018 года он станет обязательным для всех надзирающих структур, в том числе – региональных.

И готовиться к этому нужно уже сейчас. При этом бизнес не должен остаться в стороне. Необходимо совместно выработать конкретные принципы внедрения риск-ориентированного подхода.

Губернатор поручил, не дожидаясь 2018 года, разработать региональную «дорожную карту» оптимизации контрольно-надзорной деятельности соответствующих областных структур и представить ему на утверждение до 1 февраля 2017 года.

Трудности с получением государственных и муниципальных услуг

Уже многое сделано для изменения ситуации.

Так, на базе сети МФЦ уже сегодня доступны 125 государственных и муниципальных услуг для бизнеса. Наиболее востребованы среди предпринимателей услуги Росреестра. С этого года сельхозпроизводители начали пользоваться услугами МФЦ для получения субсидий. Ростовская область вошла в федеральный пилотный проект по созданию специализированных МФЦ для бизнеса, работают три таких центра в областной столице. Также в этом году МФЦ подключились к приему заявок на техприсоединение по электроэнергии: в 32-х центрах доступна услуга «МРСК Юга», в двух – «Дон­энерго».

Вместе с тем, по мнению губернатора, потенциал МФЦ для решения вопросов развития и поддержки бизнеса далеко не исчерпан. Поэтому он дал поручения:

1. Создать МФЦ для бизнеса во всех городах и районах с численностью более 100 тысяч человек. Форматы возможны разные – от полноценных бизнес-офисов до отдельных бизнес-окон на базе существующих центров.

2. Расширить перечень и объем предоставления услуг через сеть МФЦ как за счет муниципальных услуг по поддержке предпринимателей, так и за счет негосударственных услуг, прежде всего, такой, как прием заявок на техприсоединение.

О кадрах

Для Ростовской области, по мнению губернатора, сверхактуальна сегодня проблема нехватки высококвалифицированных кадров инженерных и рабочих специальностей.

Агентство стратегических инициатив в рамках разработки Атласа будущих профессий пришло к выводу, что уже к 2030 году исчезнут 57 профессий, а появятся 186 новых!

Как все это отразится на региональном рынке труда?

– Чтобы иметь четкое представление и выстроить актуальную систему профориентации, обучения и переподготовки, мы совместно с ректорами основных вузов региона в июле приняли решение о создании современной автоматизированной системы мониторинга, прогнозирования и управления рынком труда, – сказал в своем выступлении губернатор. – На мой взгляд, все более очевидным становится необходимость подготовки будущих кадров практически с дошкольной скамьи. Что, кстати, и реализует опорный университет региона – ДГТУ – в своем проекте Детского университета, получившего, как я знаю, очень высокую оценку министра образования Ольги Юрьевны Васильевой. Думаю, что это актуально и для других регионов всей нашей страны.

В завершении своего выступления глава региона сказал:

–12 ноября под председательством Президента РФ Владимира Владимировича Путина прошло совместное заседание Президиума и консультативной комиссии Госсовета о мерах по повышению инвестиционной привлекательности регионов.

Я принимал в нем участие. Обсуждался подготовленный рабочей группой доклад о первоочередных приоритетных мерах по улучшению условий ведения бизнеса в стране.

Отличительная особенность этого доклада – его предельная конкретность. В нём сформулированы 12 целевых моделей с четкими количественными и качественными показателями, достижение которых будет свидетельствовать о решении конкретных проблем, сдерживающих инвестиционный рост в регионе.

Обозначенные сегодня факторы, причиняющие вред экосистеме для бизнеса на Дону, на 100 процентов корреспондируются с тем, что зафиксировано в целевых моделях в качестве проблем, требующих оперативного решения.

Поручаю всем членам правительства во взаимодействии с территориальными управлениями федеральных органов власти разработать отраслевые «дорожные карты» по достижению всех 12-ти целевых моделей и представить на утверждение до 1 февраля 2017 года.

Обращаясь к членам правительства области и главам муниципальных образований, глава региона подчеркнул:

– Создание экосистемы для бизнеса на Дону - не только наша коллективная задача, но и ваша индивидуальная.

А потому в следующем году у каждого из вас, включая руководителей структур, будут напряженные индивидуальные показатели эффективности и результативности вашей работы по улучшению условий ведения бизнеса во вверенной вам зоне ответственности.

О каких показателях идет речь? Один из них – это количество реализуемых на областном и муниципальном уровне проектов в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства, а также концессионных соглашений.

Напомню, что до конца года, согласно моему поручению, все главы муниципальных образований должны представить в минэкономразвития предложения по реализации в следующем году не менее одного проекта в сфере муниципально-частного партнерства и по одному проекту в рамках концессии. Поручение невыполнению не подлежит! Никаких оправданий я не приму! Второй показатель – развитие конкуренции. Недопуск частных компаний на рынки, традиционно считающиеся зоной исключительно государственных и муниципальных учреждений, – здравоохранение, образование, социальная защита и другие – не просто заблуждение, это – непонимание важнейших государственных задач.

Поручаю минэкономразвития как уполномоченному органу по развитию конкуренции докладывать мне, как меняется ситуация в этой сфере, не реже одного раза в полугодие. И этот вопрос надо поставить на отдельный контроль.

Экосистема – это всегда взаимодействие. Рассчитываю, что оно будет открытым и продуктивным. Если каждый из нас стремится к созданию условий для этого взаимодействия, значит, мы вместе стремимся к результату.

Новости

21 Январь 2020

  • Число погибших в пожаре под Томском увеличилось до девяти
    Число погибших в результате загоревшегося одноэтажного деревянного строения в Томской области увеличилось до девяти, сообщает 21 января пресс-служба Главного управления МЧС РФ по региону. Ранее сообщалось о пяти жертвах.
  • В Охотском море загорелся траулер
    Рыболовецкий траулер «Энигма Астралис» с 47 членами экипажа загорелся в Охотском море, сообщил «РИА Новости» представитель спасательного центра. Инцидент произошел недалеко от Магадана.
  • В ОЗХО оценили вклад Франции в миссию в Сирии
    Один миллион долларов выделил Париж на поддержку деятельности Организации по запрещению химического оружия для миссий в Сирии, сообщили 20 января в пресс-службе ОЗХО.

Выходные данные

Журнал зарегистрирован управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области. 
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ПИ № ТУ61-01336 от 23 ноября 2018 г.
Главный редактор А.Г. Стариков.
Издатель ООО «Южный центр информационных технологий»

"Донской Регион"

Наши издания освещают события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах журнала публикуются актуальные материалы, посвященные политике, экономике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и другим важным темам Донского края.

Копирайт - 2010-2020, "Южный центр информационных технологий", Lex Forget