4r27.jpg

"Донской регион", 02 / 110-летие М.А.Шолохова

Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова «Шолохов-Центр»В канун 110-й годовщины со дня рождения Михаила Александровича Шолохова в Ростове на пересечении Большой Садовой с Крепостным переулком открылся выставочно-просветительский отдел Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова «Шолохов-Центр».

Почетное право перерезать красную ленту было предоставлено губернатору Ростовской области Василию Голубеву, заместителю министра культуры Российской Федерации Елене Миловзоровой и директору Шолоховского музея-заповедника Александру Шолохову. Выступая на открытии Центра, Василий Голубев подчеркнул, что это событие федерального значения. А Елена Миловзорова отметила символичность открытия нового музейного учреждения в год литературы и в год 110-летия Михаила Шолохова.

Наследство семьи Мартын

В историческом центре Ростова расположен объект культурного наследия – «Дом братьев Мартын». В этом здании и было решено создать «Шолохов-Центр».

Подданный Великобритании Вильям Роберт, которого в Ростове звали Иваном Романовичем Мартыном, жил на Дону с 1860-х годов. В документах он упоминается среди депутатов Ростовского отделения Коммерческого совета, среди членов учрежденного при его же участии Комитета донских гирл. С его именем связана деятельность различных торгово-промышленных фирм Ростова, в том числе Шерстомоечного заведения «Мартын Джон и К», литейно-механического завода «Мартын Джон и К», Комиссионерской конторы по хлебным операциям. Кроме этого, он был вице-консулом Великобритании, а также исполнял обязанности консула Североамериканских штатов. Среди его общественных дел – руководство Ростовским музыкальным обществом, членство в коммерческом клубе, в который позже вошли и его сыновья. Однако до 1890-х годов семья Мартын не имела собственного дома. И только в апреле 1893 года Ростовская городская управа выдала дочери Ивана Романовича Полине Ивановне Мартын, которая тогда была владелицей литейно-механического завода, разрешение на строительство дома.

Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова «Шолохов-Центр»Проект создал гражданский инженер Николай Матвеевич Соколов – выпускник С-Петербургского института гражданских инженеров, занимавший тогда должность городского архитектора второго участка города. В 1800-х – начале 1890-х годов он проектировал и возводил ряд крупных объектов, занимался частной практикой. Именно с его именем связаны такие городские объекты, как крытый рынок на Старом базаре, Парамоновские склады, здания городской больницы и другие. Но дом для семьи Мартын стал одним из лучших творений зодчего. Строительство завершилось в начале 1894 года.

История семьи прослеживается до 1917 года, когда уже сыновья Ивана Романовича продолжали традиции семьи. Но революция и Гражданская война прервала работу на благо Донского края. Предприятия национализировали, дом заселили новые жильцы. За годы, прошедшие после того, как семья Мартын покинула Ростов, дом переходил, как говорится, из рук в руки. Здесь были жилые квартиры и конторы, общественные организации и частные фирмы. Все это, естественно, не способствовало сохранению архитектурного шедевра. И, когда в 2007 году особняк передали Государственному музею Михаила Шолохова, здание имело весьма плачевный вид. То, что особняк необходимо сохранить в первоначальном виде, даже не обсуждалось. Однако, когда были проведены необходимые исследования, выяснилось, что фундамент требует укрепления. И, прежде всего, было выполнено усиление фундаментов здания устройством буроинъекционных свай.

Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова «Шолохов-Центр»

– Работа по восстановлению здания была очень объемной, – рассказывает главный архитектор проекта Елена Рекало. – Заменены деревянные междуэтажные перекрытия на железобетонные, воссоздан шпиль шатра и шпили слуховых окон. Реставрирована кирпичная кладка, реставрированы фасад, балконы, воссозданы кованые ворота, установлены фонари. И это далеко не полный перечень сделанного.

Из первоначального интерьера сохранилось немного. Так, на своих местах сегодня пять каминов. Это имитация, такая же, как и во времена семьи Мартын. В доме уже тогда было паровое отопление.

– Были найдены образцы изразцов, которые украшали камины, – говорит инженер по эксплуатации здания Людмила Хлобыстина. – Каждый образец тщательно изучался. Нашли компанию, которая сумела по образцам воссоздать изразцы. И теперь ими выложены восстановленные камины.

Ручки на окнах – тоже из позапрошлого века. Но наибольший интерес привлекает чугунная ажурная лестница, выполненная мастерами завода Полины Мартын. Кстати, такие лестницы сохранились в некоторых других зданиях Ростова. Например, мы можем их увидеть в краеведческом музее, в доме №61 по Б.Садовой, где сейчас расположен филиал городской стоматологической поликлиники.

Особняк Мартын был двухэтажным. При реставрации было решено на чердаке сделать помещение для проведения различных мероприятий. Но на внешнем виде это не отразилось. И сегодня ростовчане и гости города вновь могут любоваться великолепным памятником конца XIX века, единственным в своем роде, выполненным в стиле псевдоготики.

Следы казачьей старины

Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова «Шолохов-Центр»Первой выставкой, с которой познакомились посетители «Шолохов-Центра» стала экспозиция, привезенная из собрания крупнейшего музея мира – Государственного Эрмитажа, названная строкой из стихотворения «Сон», написанного в 1939 году донским казаком-поэтом Николаем Туроверовым «Следы казачьей старины...».

Экспозиция составлена из произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, предметов вооружения и военной амуниции, книг. Абсолютное большинство экспонатов никогда не демонстрировалось в южных регионах России, а многие памятники вообще выставляются впервые.

Со стены на посетителей смотрит человек в мундире генерала Войска Донского со знаками русских и иностранных орденов. Лицо до боли знакомое. Но что-то в нем «не то», чего-то не хватает...

– Усов нет! – тихо восклицает кто-то.

Действительно, это единственный портрет генерала от кавалерии графа М.И.Платова, где герой изображен без усов. Портрет написан известным английским художником Томасом Филипсом, автором портретов членов королевского дома Великобритании. Почему он изобразил Платова в столь непривычном виде, неизвестно. Но легенда гласит, что художнику пришло решение написать героя-казака так, как не писал никто. И он попросил сбрить усы. А Платов согласился. Так что, этот портрет единственный в своем роде.

Еще один уникальный экспонат, вернее, три – три кобуры: для офицерского пистолета к парадному мундиру Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка – красного цвета; синего – для офицерского пистолета к парадному мундиру Лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка и черного цвета – кобура для офицерского пистолета к парадному мундиру Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Изготовленные во второй половине XIX века в России из кожи, ткани, металла и других материалов, кобуры хранились в запасниках «Эрмитажа». Реставрация заняла долгие годы, и ростовчане первые увидели эти вещи. Они нигде не экспонировались: ни в залах Эрмитажа, ни на выставках.

Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова «Шолохов-Центр»Мужская часть экскурсии надолго задерживается перед витриной, на которой выставлен набор из трех моделей огнестрельного оружия, изготовленный в 1897 году на Ижевском оружейном заводе и подаренный Императору Николаю Александровичу.

-Модели воспроизводят уменьшенную в четыре раза русскую трехлинейную винтовку образца 1891 года, сконструированную Мосиным, - поясняет куратор выставки Нина Тарасова, которая провела первую экскурсию. – Несмотря на миниатюрные размеры, модели отличаются высокой точностью передачи внешнего вида оригиналов и тщательностью исполнения. А главное – они действующие!

Нельзя обойти вниманием костюм телохранителя императрицы Марии Федоровны, камер-казака Тимофея Ящика, последовавшего за ней в изгнание. В конце 1919 года он по просьбе Марии Федоровны вернулся в Россию и вывез из Ростова в Копенгаген через Новороссийск, Турцию, Сербию и Австрию семью младшей дочери императрицы, великой княгини Ольги Александровны. В этот свой приезд он был буквально в соседнем доме от своей семьи, но увидеться с родными не смог. Но кто-то донес новой власти, и жену Тимофея расстреляли. Сегодня потомки казака Тимофея Ящика живут в Дании, Краснодарском крае, Подмосковье, Ленинградской области. Младшая дочь Анна Тимофеевна умерла в 2005 году в станице Новоминской Краснодарского края.

Это рассказ всего о четырех экспонатах выставки. А их в «Шолохов-Центре» несколько сотен.

То, что реликвии казачества впервые покинули хранилища Эрмитажа, прибыли с берегов Невы на родину Михаила Шолохова, который первым рассказал миру о судьбе казаков, – это знаменательное событие для Донского края.

Нина Слободенюк

Фото автора

Редакция «Донского региона» благодарит за помощь в подготовке материала главного архитектора проекта Елену Рекало, инженера по эксплуатации здания Людмилу Хлобыстину, хранителя коллекции костюма кандидата исторических наук, куратора выставки в Ростове Нину Тарасову, заведующую отделом историко-мемориальных экспозиций в Ростове-на-Дону Наталью Казинскую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

18 Ноябрь 2019

Авторизация K2

Выходные данные

Журнал зарегистрирован управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области. 
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ПИ № ТУ61-01336 от 23 ноября 2018 г.
Главный редактор А.Г. Стариков.
Издатель ООО «Южный центр информационных технологий»

"Донской Регион"

Наши издания освещают события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах журнала публикуются актуальные материалы, посвященные политике, экономике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и другим важным темам Донского края.

Копирайт - 2010-2019, "Южный центр информационных технологий", Lex Forget