4r14.jpg

Донской регион, №14 / Наука

– такова тема научно-практической конференции с международным участием, которая проходила в шести городах нашей страны: Азове, Ростове-на-Дону, Карачаевске, Пятигорске, Кургане и в городе Верхний Уфалей Челябинской области. Организаторы конференции – Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российское общество политологов, факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Общественная палата Ростовской области, Ассоциация «Совет муниципальных образований Ростовской области», Лаборатория проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС.

День ПЕРВЫЙ: 04 апреля. Азов. ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ

Пленарное заседание началось с приятного события: Исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области», доктор политических наук, профессор Виктор Павлович Ляхов наградил Почетным Знаком Координационного Совета регионов Юга России «За заслуги в развитии местного самоуправления» доктора политических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, заведующего лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС Александра Васильевича Понеделкова. Заметим, что в состав Координационного Совета входят представители пятнадцати субъектов Российской Федерации. А профессор Понеделков стал первым, кто удостоен этой высокой награды.

Первым он выступил и с докладом на конференции. Он обратил внимание на то, что Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал необходимость укрепления местного самоуправления в стране и привлечения компетентных профессионалов, которые способны наладить открытое и доверительное взаимодействие с жителями. Местное самоуправление наиболее приближено к населению. И неслучайно его образно называют нервными окончаниями власти. Докладчик отметил, что важную роль в деятельности органов местного управления играет проблема «кризиса доверия», проявляющаяся в современных управленческих практиках и отношениях. И здесь доверие выступает основой совместных действий и сотрудничества, при том, что в локальных сообществах отсутствие доверия и лояльности со стороны местного населения может парализовать практически любые начинания местной власти.

Доктор экономических наук, кандитат юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС Эмиль Маркварт выступил с докладом «Методические подходы к оценке необходимости и возможных последствий территориальных реформ местного самоуправления». Подчеркивая актуальность рассматриваемой проблемы, он отметил, что в последние годы в Российской Федерации набирает обороты очередной виток территориального реформирования местного самоуправления. Данный процесс имеет как объективные, так и субъективные предпосылки. Настоящий этап передела, проходящего во многих субъектах федерации, характеризуется следующими процессами:

  • упразднением городских и сельских поселений (то есть – поселенческого местного самоуправления) и переименованием муниципальных районов, на территории которых находились соответствующие поселения, в т.н. «городские округа», укрупнением сельских поселений путем их объединения;
  • отсутствием появления новых муниципальных образований (исключение составили т.н. «внутригородские муниципальные образованиям» на базе административных районов внутри городов Челябинска. Самары и Махачкалы), в т.ч. и на территориях активного заселения (в первую очередь, в пригородах гг. Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других крупнейших городов России).

Принятию правильных решений о преобразовании территориальной основы местного самоуправления препятствует не только нежелание всерьез заниматься их обоснованием, но и неумение это делать.

Кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России, Заместитель председателя Общественного совета при Правительстве Ростовской области, Член научно-экспертного совета при Центральной избирательной комиссии РФ С.В. Юсов проанализировал тему «Местное самоуправление и электоральная ответственность».

В.П. Ляхов, исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области», доктор политических наук ознакомил участников конференции с докладом «Деятельность органов местного самоуправления по повышению эффективности муниципального управления (на примере Ростовской области)».

Он отметил, что вопросы повышения эффективности деятельности органов власти являются одними из наиболее актуальных и главенствующих в системе мер, осуществляемых государством по решению стоящих перед ним задач, прежде всего, задач эффективного экономического роста Российской Федерации.

В то же время, они предмет самого пристального внимания многих отечественных и зарубежных ученых, их исследований, направленных на поиск путей и методов решения социально-экономических проблем, взаимоотношений власти и народа.
Именно эффективность деятельности органов местной власти по реализации возложенных полномочий определяется как важнейший фактор развития экономики и социальной сферы территории, необходимое качество организационно-управленческого потенциала, способного решать самые сложные и непростые вопросы местного управления.

Практически во всех муниципальных образованиях области также приняты и действуют муниципальные программы и подпрограммы, направленные на развитие и совершенствование организации муниципальной службы, повышение эффективности исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Т.П. Черкасова – доктор экономических наук, доцент, декан факультета политологии (ЮРИУ РАНХиГС г. Ростов н/Дону) выступила с докладом на тему «Образовательные кластеры как "точки пространственного развития" муниципальных образований».

Она обратила внимание на опыт зарубежных стран, который демонстрирует, что экономикоуправленческим инструментом могут стать образовательные кластеры. Образовательный кластер – совокупность взаимосвязанных учреждений высшего образования, объединенных по отраслевому признаку на основе партнерских взаимоотношений с предприятиями муниципального образования одной или нескольких смежных отраслей. Принципы функционирования образовательного кластера – это единый учебный, научный и инновационный процесс во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой.

Фактически образовательный кластер – это реализация партнерства в рамках инновационной цепочки «образование-наука, технология-бизнес», базируется главным образом на цепочке внутренних горизонтальных связей. Такое партнерство способно обеспечивать синергетический эффект, который состоит в подготовке кадров востребованного уровня качества и компетентностного состава со стороны заказчика (бизнеса) под конкретное рабочее место.

В.П. Мельников – глава Администрации города Волгодонска, заместитель Председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» выступил с докладом на тему «Взаимодействие администрации города Волгодонска с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО) в решении актуальных социальных вопросов».

Выделил основные структуры гражданского общества города Волгодонска:

  • Общественная палата города;
  • отраслевые общественные советы в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта;
  • общественные советы избирательных округов;
  • территориально общественные самоуправления (ТОСы);
  • молодежное правительство при Администрации города;
  • Молодежный парламент при городской Думе.

С 2011 года реализуется муниципальная программа города «Муниципальная политика».

В городе проводится муниципальный конкурс социальных проектов среди СО НКО, ежегодно проекты получают финансовую поддержку из средств местного бюджета.

В.В. Ращупкин, кандидат экономических наук, Глава Администрации города Азова сделал анализ проблемы «О состоянии реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" в муниципальном образовании "Город Азов" и соответствующих задачах на 2019 год».

Тема выступления кандидата экономсических наук, доцента, заведующего кафедрой государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС М.А. Овакимяна «Стратегическое и проектное управление развитием местного самоуправления в России: тренды, вызовы, форматы».

С.А. Бушланова – Глава города Зверево, Председатель Зверевской городской Думы ознакомила участников конференции с докладом «Муниципальная демократия – базовая предпосылка политической модернизации России».

Одной из причин, препятствующих процессу политической модернизации России, по мнению докладчика, может стать быстро протекающая демократизация и неподготовленный к ней уровень развития гражданского общества и политической культуры.
Историческая миссия – преодолеть отчуждение между обществом и властью, так как именно на местном уровне их интересы тесно переплетены и максимально сближены. Местное самоуправление, с одной стороны, является уровнем публичной власти, а с другой - институтом гражданского общества.

Кандидат экономических наук, председатель городской Думы, глава города Шахты И.А. Жукова выступила на тему «Использование методов корпоративного управления в системе местного самоуправления».

«Актуальные проблемы реформирования местного самоуправления (на примере сельских поселений Ростовской области)» – тема выступления заместителя Председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области», председателя Палаты сельских поселений СМО РО, Главы Администрации Покровского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области В.Г. Гордиенко.

Заместитель Председателя Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области», председатель Палаты территориального общественного самоуправления СМО РО, Глава администрации Быстрогорского сельского поселения Тацинского района Ростовской области С.Н. Кутенко проанализировала тему «О роли органов территориального общественного самоуправления в благоустройстве территории своего муниципального образования Ростовской области (на примере ТОС Быстрогорского сельского поселения Тацинского района)».

В.А. Тер-Акопьян – доктор философских наук, профессор ЮРИУ РАНХиГС выступил с докладом «Местное самоуправление как институт развития социальной активности населения (на примере пос. Дагомыс Краснодарского края)»

О.В. Соловьев – депутат Ростовской-на-Дону городской думы, аспирант кафедры политолигии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС выступил с докладом «Совершенствование муниципальной кадровой службы как аспекта национальной безопасности»

На современном этапе развития муниципальное управление приобрело огромное значение, но, вместе с тем, оно имеет ряд нерешенных проблем и нуждается в реформировании. На сегодняшний день именно местное самоуправление признается одной из фундаментальных составляющих российской системы народовластия, которая отражает возрастающую роль местной власти в удовлетворении потребностей населения. Цель местного самоуправления состоит в том, чтобы приблизить власть к населению. Но как мы видим, именно население муниципальных образований выражает недовольство организацией и развитием самоуправления на местах. Это, прежде всего, отражается в ряде нерешённых проблем, таких как политическая напряженность в обществе, которая зачастую возникает на почве противоречий между центром и регионами, а также неэффективность существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур.

Можно предложить ряд мер по совершенствованию подготовки муниципальных кадров:

  1. Определение критериев оценки профессиональных и личностных качеств и компетенций для муниципальных служащих.
  2. Использование и разработка фонда оценочных средств, таких как тестовые и оценочные задания, в целях проверки соответствия кандидата занимаемой должности.
  3. Выработка критериев и инструментария проведения общественной оценки эффективности и результативности профессиональной деятельности муниципального служащего профилю образования, компетенциям и навыкам будущих муниципальных работников.

Н.С. Кобушева – заместитель Главы администрации Целинского сельского поселения Целинского района Ростовской области выступила с докладом «Основные пути формирования и развития потенциала отношений администрации Целинского сельского поселения и бизнеса (на примере реализации проектов в рамках программы "Устойчивое развитие сельских территорий")».
Она отметила, что сегодня основным посылом для динамичного развития территорий муниципальных образований является реализация социальных и инженерных проектов, которые должны обеспечивать гармонизацию уровня жизни на селе и в городе на современном её этапе. При этом абсолютно все инфраструктурные проекты, независимо от уровня их правополномочности, – местного, регионального или федерального – реализуются на территориях конкретных муниципальных образований.

То есть, муниципалитеты обязательно выступают в одной или сразу в нескольких ипостасях.

  1. Инициаторы реализации инфраструктурных проектов на своей территории.
  2. Заказчики, то есть распорядители финансовых средств, выделенных под реализацию инфраструктурных проектов.
  3. Руководители территорий, на которых реализация проекта осуществляется региональным или федеральным правительством.

Благочинный Усть-Донецкого района Ростовской области А.Н. Скоробогатов выступил на тему «Взаимодействие органов местного самоуправления с местными религиозными организациями».

А.С. Ароян – кандидат политических наук, доцент ЮРИУ РАНХиГС выступила с докладом «Роль брендинга в развитии муниципального образования». Она заострила внимание на требованиях, которым должен соответствовать бренд МО.

  • Бренд должен быть основан на уникальности территории;
  • Конкурентоспособность бренда определяется его ценностью для потенциальных потребителей;
  • Соответствие ценности бренда ожиданиям потребителей;
  • Продвижение общего бренда МО зависит от конкурентоспособности частных брендов;
  • Бренд МО не ограничен его административными границами.

«Проблемы местного самоуправления в Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации» – такова тема выступления кандидата юридических наук, доцента ЮРИУ РАНХиГС Э.В. Малиненко.

День ВТОРОЙ: 5 апреля. РОСТОВ-НА-ДОНУ. ЮРИУ РАНХиГС

Во второй день научно-практической конференции состоялся Круглый стол молодых ученых и исследователей, которые дискутировали по вопросам, заявленных в повестке дня конференции, а также Круглый стол для старшеклассников, учащихся колледжей и гимназий по теме «История местного самоуправления моего края».

День ТРЕТИЙ: 10 апреля. КАРАЧАЕВСК. КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени У.Д. АЛИЕВА

Открыл пленарное заседание и приветсвовал собравшихся ректор Карачаево-Черкесского государственного университета Т.А. Узденов. С приветственным словом от мэрии Карачаевска выступила заместитель мэра – управляющий делами Администрации городского округа Е.И. Байрамукова. Депутат Национального собрания, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению НС КЧР В.П. Бородкин вручил Почетную грамоту Президиума собрания (парламента) Карачаево-Черкесской республики Заслуженному деятелю науки Российской Федерации, Заслуженному деятелю науки Карачаево-Черкесской республики, доктору политических наук, профессору ЮРИУ РАНХиГС А.В. Понеделкову «За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с проведением международной научно-практической конференции «Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России».

Т.А. Узденов – ректор Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева выступил с докладом «Вопросы легитимации органов муниципального управления в условиях Северного Кавказа»

Он подчеркнул, что необходимо развивать и обогащать арсенал средств и приемов управленческой деятельности. В самом общем виде стиль служебных отношений можно определить как органическую совокупность устойчивых, взаимосвязанных и взаимообусловленных черт практических действий субъектов служебных отношений, отражающих их способность, умение и готовность на деле, а не только на словах обеспечивать решение поставленных задач. Это динамично развивающаяся целостная система, выражающая диалектическое единство и гармоничность целей, форм, методов и средств деятельности (в нашем случае административно-управленческой). Нарушение стилевой гармонии ведет к серьезным противоречиям и конфликтам.

А.В. Понеделков – доктор политических наук, профессор ЮРИУ РАНХиГС сделал доклад на тему «Об организации антиэкстремистской и антитеррористической деятельности органов местного самоуправления», подготовленный им совместно с доктором юридических наук, профессором С.А. Воронцовым.

Докладчик подчеркнул, что Президент России В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии ФСБ России в марте 2019 года отметил, что за последние 10 лет благодаря усилиям государства и общества число терактов сократилось в 100 раз. При этом остается высоким число предотвращенных терактов, порядка 20 в год. Такой уровень сохраняется в последние три года.

Таким образом, актуальность противодействия экстремистским и террористическим угрозам сохраняется. Важное место в этой работе отведено органам местного самоуправления, что подтверждает правовая основа их деятельности на данном направлении.

«Стратегическое и проектное управление развитием местного самоуправления в России: тренды, вызовы, форматы» – такова тема выступления кандидата экономических наук, доцента, заведующего кафедрой государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС М.А. Овакимяна. Он подчеркнул, что важнейшим условием современного развития местного самоуправления становится максимальное включение в процесс управления территорией населения муниципальных образований. Сравнительный анализ показывает довольно четкую корреляцию между степенью муниципальной активности жителей и ресурсными возможностями местной власти на той или иной территории. Поэтому одним из приоритетов должно стать донесение до населения объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок – от образовательных учреждений до средств массовой информации. Необходимо подготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению граждан. Только таким путем можно сформировать в муниципальных образованиях подлинную культуру самоуправления и привить местному сообществу инновационный образ мышления.

«Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Карачаево-Черкесской республике» – доклад Л.Д. Текеевой, кандидата социологических наук, и.о. завкафедрой государственного и муниципального управления и политологии Карачаево-Черкесского государственного универститета имени У.Д. Алиева

Докладчик отметила, что актуальность обозначенной проблемы подтверждается постоянным процессом внесения изменений в разработанную в 2008 г. систему показателей и методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

При этом практика применения существующей системы мониторинга, в частности в Карачаево-Черкесии, все еще характеризуется наличием существенных отклонений от обозначенной цели, связанных как с наличием определенной разобщенности между некоторыми показателями и полномочиями органов местного самоуправления, так и формальностью подхода к его проведению в регионе.

Практика показывает, что результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в регионе ни коим образом не служат основанием для корректировки плановой и оперативной деятельности органов местного самоуправления. Также отсутствует система отслеживания достижения обозначаемых в докладах глав администраций муниципальных образований плановых показателей на 3-х летний период.

Доктор социологических наук, профессор ЮРИУ РАНХиГС В.А. Сологуб выступил с докладом «Политическая имплементация местного самоуправления в России»

Он отметил, что местное самоуправление в политической системе может стать ее эффективным институтом, если в демократическом и гражданском смысле вырастет из процесса гражданской заинтересованности, ответственности и солидарности, активно участвующих в решении вопросов местного значения различных групп и корпоративных объединений жителей, а это процесс достаточно длительный.

Идея местного самоуправления эксплуатируется различными политическими силами в своих интересах. Новые акценты местного самоуправления возникают с развитием конкурентной общественно-политической системы.

Заместитель Мэра – Управляющий делами Администрации Карачаевского городского округа Е.И. Байрамукова выступила с докладом «Проблемы и пути повышения социальной активности граждан в решении вопросов местного значения в Карачаево-Черкесской Республике»

«Особенности реализации принципа профессионализма и компетентности на муниципальной службе» – тема выступления кандидата юридических наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС Р.М. Овчиева.

Местное самоуправление, отметил Р.М. Овчиев, является тем уровнем власти, который максимально приближен к населению. Именно по функционированию местных органов управления люди судят о качестве государственного управления и государстве в целом. Поэтому одним из центральных принципов организации и функционирования муниципальной службы выступает принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

Проректор по социально-экономическим вопросам и работе с иностранными гражданами Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева О.М. Батчаев отметил важность актуализации в современных условиях роли представительных органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. При этом существует необходимость построения системы профессиональной подготовки депутатов представительных органов, так как подавляющее большинство из них недостаточно знакомы с требованиями современного законодательства, регулирующими процессы решения вопросов местного значения.

«Особенности организации и функционирования органов местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике» – тема выступления М.О. Тохчукова, кандидата экономических наук, доцента кафедры государственного и муниципального управления Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.

Докладчик отметил, что система местного самоуправления в регионе построена в соответствии с федеральным законодательством и не противоречащим ему региональным, но имеет определенные особенности, связанные с многонациональным составом с выделением пяти титульных наций.

Председатель Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики Л.Х. Абазалиева проанализировала тему «Муниципальные выборы как инструмент формирования доверия граждан к органам местного самоуправлени».

С.У. Пазов, кандидат филологических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева выступил с темой «Численность и размещение населения в муниципальных образованиях».

Он подчеркнул, что формализм присутствует и в проведении такой важной составляющей системы оценки эффективности органов местного самоуправления как оценка населением. За весь период существования мониторинга социологические опросы населения не проводились, что объяснялось отсутствием средств на их организацию и проведение. С 2014 года в соответствии с Указом Главы КЧР начал проводиться опрос населения с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Однако, учитывая уровень посещаемости официальных сайтов органов государственной и муниципальной власти в регионе, особенно определенной категорией социально-демографической структуры населения, основываться при оценке удовлетворенности населения только на результатах опроса с применением IT-технологий представляется недостаточным.

В целом, можно заключить, что реализация существующей методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике на данный момент носит формальный характер, и цель ее заключается не в улучшение их деятельности, а в выполнении распоряжений федеральных и региональных органов власти.

День ЧЕТВЕРТЫЙ: 12 апреля. ПЯТИГОРСК. ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В Пятигорске в рамках конференции состоялось заседание экспертного круглого стола, на котором обсудили вопрос «Местное самоуправление в организации жизни местных сообществ в условиях глобальных вызовов, российских, и региональных социально-экономических и общественно-политических процессов». Его открыл и выступил с приветствием проректор по научной работе и интеллектуальному развитию университета, профессор Пятигорского государственного университета, доктор филологических наук З.А. Заврумов.

Доктор политических наук, профессор ЮРИУ РАНХиГС А.В. Понеделков выступил с докладом «О политико-правовом обеспечении антиэкстремистской и антитеррористической деятельности органов местного самоуправления».

Директор Агентства административного консалтинга, кандидит политических наук (г. Ставрополь) Н.Н. Голубев сделал анализ темы «Органы местного самоуправления как организаторы общественного пространства и реализации публичной политики на местном уровне».

Профессор ЮРИУ РАНХиГС, доктор социологических наук В.А. Сологуб выступил с докладом «Политическая имплементация местного самоуправления в России»

М.А. Аствацатурова – директор Научно-образовательного центра политических и этнополитических исследований Пятигорского государственного университета, доктор политических наук, профессор сделала доклад на тему «Органы местного самоуправления в оптимизации межэтнических отношений: потребности, риски и перспективы».

Цели и задачи органов местного самоуправления (далее – МСУ) в РФ прописаны в Конституции РФ, подчеркнула докладчик, в соответствующем постсоветском российском законодательстве, которое в ходе своего становления реагирует и развивает многие идеи международного права в сфере управления на муниципальном уровне.

Главным предназначением органов МСУ в общепринятом понимании и в реальной их необходимости является обеспечение первейших жизненных потребностей местных сообществ.

Стоит также акцентировать такой фактор потребности повышения ответственности органов МСУ за состояние межэтнических отношений, как предполагаемая и, надеемся, чаще всего, воплощаемая патриотическая позиция управленцев и первых лиц МСУ. Их усилия должны быть направлены на; профилактику межэтнических противоречий; поддержание данной сферы в управляемом (например, в стабильно инерционном) состоянии.

«Проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления» – тема выступления профессора кафедры государственного и муниципального управления Северо-Кавказского федерального университета, доктора политических наук, доцента Т.Г. Голубевой.

Заместитель директора Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Н.Н. Киселева выступила на тему «Инициативное бюджетирование как механизм реализации местного самоуправлени»
«Возможности и ограничения совершенствования системы МСУ в условиях старения ее кадрового состава» – тема выступления заведующей кафедрой креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного университета Е.В. Ефимовой.

Старение кадрового состава системы государственной и муниципальной службы, отметила докладчик, выступает в настоящее время вызовом глобального характера. В России число работников, занимающих должности муниципальной службы, в возрасте до 30 лет за последние 8 лет уменьшилось более чем на 30%, на 15% сократилось число муниципальных служащих в возрастной категории от 40 до 49 лет, удельный же вес тех муниципальных служащих, кому за 60, вырос более чем на 30%.

Стареющие кадры муниципальной службы, с одной стороны, являются ограничением для совершенствования системы местного самоуправления, поскольку значительный отток работников из этой сферы в связи с наступлением пенсионного возраста может поставить под угрозу процесс сохранения и, тем более, повышения качества предоставляемых муниципальных услуг. С другой стороны, при своевременном и системном управлении данным процессом, выход на пенсию значительного числа муниципальных служащих может стать для этих органов шансом на обновление за счет привлечения молодых талантливых кадров.

«Стратегическое и проектное управление развитием местного самоуправления в России: тренды, вызовы, форматы» – с такой темой выступил заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук, доцент М.А. Овакимян.

Для современной России, по мнению докладчика, достижение высокого качества самоуправления – не самоцель, а лишь инструмент обеспечения условий для повышения уровня и комфортности жизни каждого члена местного сообщества – основной цели большинства территориальных образований.

Затянувшийся процесс муниципального реформирования приводит к необходимости пересмотра некоторых положений данной реформы. Сам по себе процесс корректирования реформы по ходу ее реализации был неизбежен. Необходимость модернизации вызвана невозможностью эффективно решать вопросы местного значения.

Наиболее важной для России является такая особенность современного этапа реформы как нацеленность на формирование гибкой и эффективной системы управленческих отношений, соответствующих целям стратегий социально-экономического развития муниципального образования.

Заведующая научно-исследовательской лабораторией Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС при Президенте РФ (г. Пятигорск), кандидат политических наук, доцент Е.А. Агеева выступила с докладом «Возможности краудсорсинга в укреплении взаимодействия органов МСУ с местным сообществом».

«Демографические проблемы России: сравнительно-правовой аспект» – с этой темой выступили доцент кафедры государственного права Северо-Кавказского социального института, кандидат исторических наук, доцент К.В. Кудряшов (г. Ставрополь). Совместно с ним доклад готовила доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Ставропольского государственного педагогическуого института А.А. Санькова.

Д.С. Чекменев – старший научный сотрудник Научно-образовательного центра политических и этнополитических исследований Пятигорского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент ознакомил участников конференции с ходом реформирования системы местного самоуправления в Ставропольском крае.

Важнейшими на современном этапе реформирования местного самоуправления, по мнению Д.С. Чекменева, являются два принципиальных направления: совершенствование порядка наделения полномочиями глав муниципальных образований; совершенствование системы муниципальных образований.

1. В Ставропольском крае внедрен порядок наделения полномочиями главы муниципального образования по результатам конкурсного отбора (модель с «сити-менеджером»). В настоящее время такой порядок внедрен в 94% от общего числа муниципальных образований Ставропольского края. Это позволяет говорить об унификации моделей организации органов муниципальных образований в границах субъекта РФ.

2. В России проявляется устойчивая тенденция на укрупнение муниципальных образований, что нацелено на решение комплекса социально-экономических и управленческих задач. В 2014 году в Ставропольском крае существовало 330 муниципальных образований, в том числе 281 сельское поселение. На сегодняшний день в крае осталось 201 муниципальное образование.

Доцент ЮРИУ РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент Р.М. Овчиев выступил с докладом «Особенности реализации принцципа профессионализма и компетентности на муниципальной службе»

«К проблеме финансового состояния органов местного самоуправления в бюджетной сфере в современных социально-экономических условиях» – тема выступления доцента кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного университета, кандидата экономических наук А.В. Ефимова.

Магистрант ЮРИУ РАНХиГС И.В. Дзодцоев выступил с докладом «Местное самоуправление: проблемы общественного контроля». Он подчеркнул, что повышение социальной активности граждан в решении местных проблем, принятие жителями ответственности за жизнь в своем городе или поселке является важнейшей задачей, напрямую связанной с темпами и качеством развития страны. Одним из инструментов «выращивания» социальной активности должно являться местное самоуправление, которое, по сути, представляет собой не только первый уровень власти, но и важнейший элемент гражданского общества, реальную школу гражданской активности, инструмент вовлечения граждан в решение вопросов жизнеобеспечения на уровне конкретных муниципальных образований.

День ПЯТЫЙ: 20 апреля. КУРГАН. КУРГАНСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

«Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России: региональный аспект» – тема Круглого стола в Курганском филиале РАНХиГС.

С приветственными выступлениями выступили В.И. Яхонтов, кандидат технических наук, доцент, директор Курганского филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ, председатель Общественного экологического совета при Губернаторе Курганской области и Д.В. Фролов, Председатель Курганской областной Думы.

Основные доклады

В.Ф. Яковлев, председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Курганской области»: «О состоянии местного самоуправления в Курганской области».

А.В. Сивопляс, кандидат юридических наук, доцент, Уральский государственный юридический университет (г. Екатеринбург): «Устав муниципального образования как основной нормативно-правовой акт, обеспечивающий законность и правопорядок муниципального образования»

Е.Г. Возрожденный, зам.директора – директор ВШГУ Курганского филиала РАНХиГС: «Конкурентность муниципальных образований: сущность, принципы, потенциал, подготовка управленческих кадров»

В.И. Яхонтов, кандидат технических наук, доцент, директор Курганского филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ, председатель Общественного экологического совета при Губернаторе Курганской области: «Обеспечение общественного диалога и общественного экологического контроля в муниципальных образованиях»

Е.А. Качанова, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Курганского филиала РАНХиГС: «Актуальные вопросы сбалансированности бюджетов городских округов в современных условиях»

А.В. Афонасова, кандидат политических наук, зав.кафедрой государственного права Курганского филиала РАНХиГС: «Изменения в порядке формирования органов местного самоуправления муниципального образования город Курган»

И.Н. Бородина, кандидат философских наук, директор центра научного и карьерного роста Курганского филиала РАНХиГС: «Противодействие коррупции на муниципальной службе»

Е.П. Чорновол, кандидат юридических наук, доцент, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС (г. Екатеринбург): «Управление муниципальным имуществом»

При подведении итогов работы Круглого стола, его участники выразили удовлетворенность от организации мероприятия и подчеркнули его полезность.

День ШЕСТОЙ: 26 апреля. ВЕРХНИЙ УФАЛЕЙ (ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕУФАЛЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Перспективные направления пространственного развития Уральского макрорегиона»

Приветственные выступления:

В.Н. Ускова, глава Администрации Верхнеуфалейского городского округа.

С.Г. Важенин, кандидат экономических наук, заведующий сектором территориальной конкуренции Института экономики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург).

Церемония награждения победителей конкурса прикладных научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию территорий Урала имени Михаила Александровича Сергеева

Основные доклады

А.О. Понькина, консультант управления развития территорий Министерства экономического развития Челябинской области (г. Челябинск): «Актуальные задачи научных экономических исследований и исследований состояния местного самоуправления».

В.Н. Ускова, глава Администрации Верхнеуфалейского городского округа: «Многосторонние коммуникации, как фактор ускорения развития территории опрежающего социально-экономического развития»

С.В. Нечаева, кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Челябинского филиала РАНХиГС (г. Челябинск): «Обеспечение общественного диалога и общественного экологического контроля в муниципальных образованиях».

Она также поделилась впечатлениями о прошедшем 15-16 апреля 2019г. в Сочи XI Международном форуме «АТОМЭКСПО-2019», в котором приняла участие.

Иллюстрацией девиза «АТОМЭКСПО-2019»: «Ядерные технологии для лучшей жизни» стал тот факт, что практически во всех докладах Форума подчеркивалась мысль, что мирный атом связан практически со всеми целями устойчивого развития, обозначенными государствами – членами ООН 25 сентября 2015 года.

Помимо отношений с общественностью еще одной актуальной темой форума стало обсуждение пост-фукусимских реалий. Тем более, что докладчик, житель Челябинской области, на территории которой расположены три ЗАТО с объектами атомной отрасли, на себе ощутила серьезные подземные толчки 5 сентября 2018г. и трагедия Фукусимы больше не кажется виртуальной.

Стресс-тесты, разработанные экспертной группой Евросоюза, должны были проверить способность АЭС выдержать экстремальные природные события и их возможные комбинации, а в сентябре того же года МАГАТЭ одобрило план действий по повышению безопасности АЭС с учетом извлеченных из японской аварии уроков.Результатом этих рекомендаций стала проводимая в России национальная программа по реализации Плана действий МАГАТЭ.

Ю.В. Абдурахимов – доктор экономических наук, генеральный директор ООО «Уралмрамор», профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета Челябинского филиала РАНХиГС (г. Верхний Уфалей): «Верхний Уфалей как точка роста высокоэффективного развития уральского недропользования («Демидов 2.0» и «Уралмрамор»)»

Участники Круглого стола были единодушны в оценке проведенной конференции, в ходе которой были рассмотрены проблемы и намечены пути их решения как российского, так и местного масштаба. Обсуждение в Верхнем Уфалее направлений развития Уральского макрорегиона – яркое тому подтверждение.

Александр СТАРИКОВ, кандидат политических наук
Фото: Игорь ДЗОДЦОЕВ и Михаил Овакимян

Новости

22 Июль 2019

Авторизация K2

Выходные данные

Журнал зарегистрирован управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области. 
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ПИ № ТУ61-01336 от 23 ноября 2018 г.
Главный редактор А.Г. Стариков.
Издатель ООО «Южный центр информационных технологий»

"Донской Регион"

Наши издания освещают события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах журнала публикуются актуальные материалы, посвященные политике, экономике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и другим важным темам Донского края.

Копирайт - 2010-2019, "Южный центр информационных технологий", Lex Forget