4r13.jpg

Донской регион №9 / Полемика

руководитель ООО «ТПФ-4» Юрий БолдыревНи для кого не секрет, что от ситуации на продовольственном рынке, от развития разноформатной торговли зависит благополучие общества, здоровье каждого его члена. Поэтому с учетом социально-экономических и внешнеэкономических реалий, в том числе для выполнения задач по импортозамещению потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами, возникает необходимость оценки существующего положения дел и конкретизации мер, направленных на развитие торговой отрасли, при реализации которых учитывались бы интересы ее участников на всех этапах движения товара от производителей до потребителей. Эти вопросы широко обсуждаются сегодня на самых разных уровнях. Ведь для того, чтобы выработать верную программу действий, нужно услышать мнения и специалистов, и потребителей. Редакция «Донского региона» попросила поделиться своим видением ситуации, сложившейся на продовольственном рынке, независимого эксперта, предпринимателя с большим стажем работы, руководителя ООО «ТПФ-4», удостоенного за высокие результаты в работе звания «Лучший работник торговли Дона» Юрия Болдырева.

– Юрий Дмитриевич, вы много лет руководили популярным в городе гастрономом №4 и за эти годы наверняка хорошо изучили психологию покупателей, их предпочтения, гастрономические привычки. Почему, на ваш взгляд, сегодня люди не переживают по поводу того, что после введения санкций из магазинов исчезла какая-либо импортная продукция, к которой они успели привыкнуть, но с ностальгией вспоминают вкус тех продуктов, которые пробовали еще в годы СССР? Казалось бы, столько лет прошло!

– На самом деле удивляться тут нечему. В те годы продукты питания производились на государственных предприятиях. И качество их было высоким. Существовал ГОСТ. Продукты выпускались высшего, первого, второго сортов. Более того, контроль над соблюдением ГОСТа, причем достаточно жесткий, осуществлялся государством. Поэтому в отличие от капиталистических стран, где производством продуктов питания занимались частные компании, в СССР выпускали полезную, состоящую полностью из натуральных ингредиентов продукцию. Не было задачи удешевить товар путем использования при его производстве всевозможных добавок, заменителей, увеличивающих массу. Поэтому вкус этих продуктов старшее поколение помнит с детства и сравнивает с ними, как с эталоном, те товары, которые приобретает сегодня.

Кстати сказать, советскими продуктами восхищались и наши зарубежные коллеги, когда приезжали в Москву. При этом они говорили, что в их странах производить и продавать еду такого качества – непозволительная роскошь.

Надо отметить, что для лучшего контроля со стороны государства советские производящие предприятия не имели права реализовывать свою продукцию. Они поставляли ее на оптовую базу, которая была единственным посредником между ними и учреждениями торговли, или напрямую в магазины, если это продукты с коротким сроком хранения, такие, как молочные, мясные и хлебобулочные изделия. Причем поставки этих товаров в торговую сеть были ежедневными. Такая организация процесса производства и реализации продовольствия позволяла снабжать население свежими и вкусными продуктами питания. Цены на них устанавливались государством и были приемлемыми. Вообще, надо сказать, тогда был другой принцип ценовой политики. Цены держались на одном уровне благодаря тому, что действенным инструментом были скидки для предприятий торговли. А показатель рентабельности предприятий-производителей продукции, где формировалась цена, закладывался невысокий и контролировался государством. Все это позволяло создать комфортную покупательскую среду, обеспечить доступность качественных продуктов питания широким слоям населения. А что мы наблюдаем сегодня? То, что ситуация кардинально изменилась в худшую сторону. Между производителями и торговлей не один посредник, что, конечно, влияет и на цену товара, и на качество. Стираются грани ответственности. Производители, стараясь получить максимальную прибыль, снижают себестоимость продукции, сохраняя прежний уровень цен. ГОСТа давно нет. Каждое предприятие выпускает продукцию по техническим условиях, которое само же и разрабатывает. Контроль соблюдения этих условий осуществляют лаборатории тех же предприятий-производителей. Должного государственного контроля качества нет. Поэтому нет и соответствующего качества.

- Но тогда не было изобилия.

– Не было изобилия некоторой деликатесной продукции. Это, действительно, так. Но все основные продукты питания производились в достаточном количестве. Другой вопрос, что в отношении отдельных видов продукции из-за плохо поставленной работы организаций, ответственных за эту деятельность, были перебои. Не было равномерного распределения товаров. Но это другой вопрос, который не связан с дефицитом как таковым.

Сегодня изобилие создается за счет большого количества торговых наименований продуктов невысокого качества. По-настоящему хороших продуктов сейчас не так много. Торговые сети ориентированы не на потребителя, а на производителя, в основном крупного, с которым они стремятся максимально расширить сотрудничество, вплоть до выпуска на его мощностях продукции под своей маркой. Инструменты, которые сегодня используют крупные торговые сети для стимулирования потребительского спроса, тоже вызывают много вопросов. Например, распродажи продуктов питания по сниженным ценам, которые стали традиционными в гипермаркетах. Торговые сети сначала устанавливаю цену, а потом резко снижают ее, создавая нездоровый ажиотаж. Такого быть не должно. Цена на продукт питания должна соответствовать его качеству. А если у продукта истек срок хранения, то его вообще нельзя продавать.

– Сегодня уделяется большое внимание развитию разных форматов торговли. Это должно помочь наполнить продовольственный рынок разнообразной продукцией местных производителей, причем не только крупных, но и мелких, стабилизировать торговые наценки, словом, создать конкурентную среду, в результате чего выиграют покупатели. Что вы по этому поводу думаете?

– О здоровой конкуренции можно говорить тогда, когда все находятся в равных условиях. У крупных сетей и небольших магазинов условия заведомо неравные. Поэтому здесь конкуренция возможна только в культуре обслуживания. У небольших магазинов с традиционной формой обслуживания, если правильно поставлена работа, всегда будет своя клиентура, которой не по душе конвейерная система и обстановка самообслуживания гипермаркета, огромные расстояния, которые приходится преодолевать, чтобы купить, к примеру, бутылку воды или пакет молока, отсутствие возможности быстро найти нужный товар. В основном это люди пожилого возраста. Крупные сетевые предприятия торговли ориентированы все-таки на более молодое и зрелое поколения. В традиционном обслуживании покупателя продавцом много плюсов, в числе которых экономия времени, сил, конкретная помощь при выборе товара. Но у предпринимателей должна быть возможность открывать небольшие магазины в местах, где недостаточно развита торговая инфраструктура. Создавать такие условия, предоставлять возможности – задача власти.

Другая тема – организация ярмарочной торговли. С одной стороны, ярмарка – это праздник, возможность приобрести качественную продукцию местных производителей по более низким ценам, так как в стоимость товара не входят расходы на организацию и содержание торгового места, на логистику и т. д. Действительно, покупатель выигрывает во всем, и, прежде всего, в том, что покупает продукцию, произведенную в том регионе, где он проживает, что очень ценно для здоровья. Но с другой стороны, если ярмарка устраивается неподалеку от продовольственного магазина, то это наносит огромный вред магазину, который, кстати сказать, регулярно платит налоги в бюджет. Зачем же одно развивать, а другое убивать. Лучше ли станет жителям от того, что магазин разорится и прекратит существование? А ярмарка сегодня есть, а завтра ее нет. Ярмарки надо организовывать вдали от существующих торговых предприятий, на специально отведенных и соответствующим образом оборудованных местах. То же касается и ларьков, которые располагают перед магазинами.

– Юрий Дмитриевич, ваш стаж работы в торговле составляет более 45 лет, а это значит, что вы хорошо знаете, как работала советская торговля. Сегодня все чаще обращаются к опыту организации работы, накопленному отраслью в те годы. А что по-вашему можно было бы позаимствовать из прошлых лет сегодня?

– Очень многое. Но самым главным было то, что активно работал профсоюз работников торговли, который имел огромное влияние на государственные органы. И многие вопросы благодаря этому решались. Кроме того, профсоюз был и защитником, и учителем, и помощником. Всегда можно было обратиться за помощью в профсоюзные органы и получить ее. Сейчас же каждый со своими проблемами остался один на один. Чиновники зачастую не понимают, что их основная задача, как людей, представляющих государство, не наказывать по факту нарушений, а вести каждодневную профилактическую работу, направленную на то, чтобы этих нарушений не было. Порой предприниматель идет на нарушение не потому, что он злоумышленник, а потому что не знает, как поступить, или находится в таких условиях, когда он вынужден это сделать. Поэтому чиновники должны уметь слышать людей и, если нужно, оказывать помощь. В этом и состоит государственный подход, а не в том, чтобы провести проверки и отрапортовать о количестве вскрытых нарушений, которые в первую очередь говорят о слабой работе по профилактике, предотвращению нарушений. Поэтому люди, которые идут работать во власть, должны понимать, что это не только огромная ответственность, но и тяжелая профессиональная работа, работа на износ.

Казалось бы, с одной стороны, все общество заинтересовано в подъеме экономики, производства. С другой, ставки кредитования предприятий настолько высокие, что не каждый может воспользоваться кредитом для эффективной работы. Поэтому и объемы производства растут не так быстро, как хотелось бы. И таких проблемных мест очень много.

Поэтому надо осознавать, что от общего подхода к этим вопросам, от ответственности чиновников на местах зависит развитие всех сфер, в том числе и потребительского рынка. Для начала нужен честный диалог предпринимательского сообщества и органов власти.

Н. Владимирова

Выходные данные

Журнал зарегистрирован управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области. 
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ПИ № ТУ61-01336 от 23 ноября 2018 г.
Главный редактор А.Г. Стариков.
Издатель ООО «Южный центр информационных технологий»

"Донской Регион"

Наши издания освещают события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах журнала публикуются актуальные материалы, посвященные политике, экономике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и другим важным темам Донского края.

Копирайт - 2010-2019, "Южный центр информационных технологий", Lex Forget