4r22.jpg

Донской регион, №14 / Образование

Валентина Потатуева, директор МАОУ «Лицей № 11»Школа, которая не требует от ребенка приспособления к существующим в ней условиям, а сама адаптируется к потребностям и возможностям учеников и добивается благодаря этому высоких результатов, – это мечта или реальность? Оказывается, реальность. Такой школой в нашем регионе стал МАОУ «Лицей № 11». Внедряя в свою практику инновационные педагогические подходы, лицей открывает сегодня безграничные возможности образования нового уровня. Об этом обозреватель «Донского региона» Наталья Шавва побеседовала с директором лицея, учителем высшей квалификационной категории, победителем конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победителем муниципального этапа и лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы–2012» Валентиной Потатуевой.

– Валентина Олеговна, лицей № 11 известен как площадка для реализации инновационных проектов в сфере образования. Масштабы внедрения у вас передовых технологий в процесс обучения не могут не впечатлять. А с чем связана такая активная инновационная деятельность?

– Инновации для нас не самоцель, а рабочий инструмент. И их активное внедрение связано с осуществлением педагогическим коллективом взятой за основу концепции гармоничного развития личности, суть которой в создании условий для максимальной реализации творческого, духовного, интеллектуального потенциала каждого ребенка. Практически все реализуемые проекты направлены на достижение этой цели. Новые технологии помогают учителям сделать урок современным, творческим, интересным, создать информационно-образовательную среду, доступную для всех детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

– Какие результаты работы педагогического коллектива лицея в сфере инноваций вы считаете наиболее значимыми?

– Лицей стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные программы, дважды победителем Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России» в номинации «Лучшее учебное учреждение», участником федеральной инновационной площадки «Школьная лига РОСНАНО», победителем в номинации «Прорыв года» в рамках ежегодной церемонии награждения образовательных учреждений Ростова-на-Дону «Триумф-2016». Наш коллектив был удостоен золотого сертификата по итогам реализации регионального пилотного проекта по созданию единого здоровьеохранного образовательного пространства Ростовской области. В 2017 году за заслуги в образовании и духовно-нравственном воспитании лицей был удостоен Благодарности Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Большим достижением стала реализация идеи единого непрерывного естественнонаучного образования. У нас реализуется проект «Медицинский класс». Благодаря этому созданы условия для получения обучающимися непрерывного профессионального медицинского образования в рамках инновационной образовательной модели «Лицей–колледж–вуз». Это сыграло большую роль в профессиональном самоопределении лицеистов, открыло новые возможности знакомства с будущей профессией. В рамках этого проекта лицеисты углубленно изучают естественнонаучные дисциплины. А налаженное социальное партнерство с РостГМУ, медицинским колледжем, Академией биотехнологий ЮФУ, НИИ ПЧИ, ГБУ РО «ОДКБ», лечебно-профилактическими учреждениями Ростова-на-Дону дает им возможность знакомиться с профессиями медицинской направленности на базе этих организаций, получать профессиональные знания и навыки. Мы заключаем договоры о проведении учебных занятий с привлечением лабораторного комплекса партнеров, об организации проектно-исследовательской деятельности лицеистов и их участию в мероприятиях на базе вузов (научно-практических конференциях, днях науки, университетских субботах, вузовских олимпиадах, днях карьеры и т. д.). Словом, усилиями нашего педагогического коллектива была создана гибкая, практико-ориентированная модель предпрофессионального обучения лицеистов.

Региональная стажировочная сессия федерального проекта «УчимЗнаем»

Важной вехой в развитии лицея стала работа, направленная на создание полноценного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, вынужденных проходить длительное лечение в стационаре. Ведь в современном мире качественное образование должно быть доступно всем, включая тех, кто по состоянию здоровья не может посещать занятия в обычном режиме. В марте прошлого года лицей вступил в федеральное сетевое образовательное содружество проекта «УчимЗнаем» и открыл учебный класс в онкогематологическом отделении Ростовской областной детской клинической больницы. С этого началось развитие госпитальной педагогики в регионе. А лицей, накопивший в предшествующие годы опыт в применении здоровьесберегающих технологий, инклюзивного образования, стал школой-оператором проекта в регионе.

– С момента вступления лицея в содружество «УчимЗнаем» прошло чуть более года. Что вам удалось сделать за прошедшее время в рамках этого проекта?

– За время реализации проекта количество детей, вовлеченных в образовательный процесс, превысило 100 человек. В настоящее время для девяти детей, зачисленных в лицей, обучение ведется по индивидуальным учебным планам, с использованием очно-заочной системы организации образовательного процесса. Для ребят, проходящих лечение, но не входящих в постоянный контингент лицея, организуются индивидуальные и групповые консультации, урочные и внеурочные занятия, мероприятия, нацеленные на академическую реабилитацию и социализацию. Организация учебных занятий, внеурочной деятельности, проведение творческих мероприятий и мастер-классов, психологических тренингов, оказание комплексной поддержки семье и ребенку с жизнеугрожающим заболеванием – все это стало возможным благодаря усилиям учителей госпитального отделения лицея. Их работа получила высокое признание на всероссийском уровне. В октябре прошлого года учитель истории и обществознания Екатерина Сергеевна Зорина была удостоена в Кремле Диплома лауреата конкурса «Учитель года» в специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» и Благодарности Комитета Государственной Думы по образованию и науке за многолетний плодотворный труд по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Результаты научно-практической деятельности, интеграции мирового опыта и регионального компонента в области обучения детей, творческого подхода учителя были представлены на Всероссийской конференции с международным участие «УчимЗнаем – Заботливая школа», симпозиуме «Бессознательное в духовной жизни человека: ретроспектива и перспектива исследовании в психологии, философии и педагогике», Х Всероссийском съезде онкопсихологов в Москве и других мероприятиях, соответствующих данной тематике.

Обучение детей в больнице осуществляется в соответствии с самыми современными и эффективными технологиями. Внедрение смыслодидактики, возможности дистанционного образования, использование информационно-коммуникативных технологий – все это и многое другое сегодня уже реальность. В ноябре 2018 года был сделан серьезный шаг по распространению образовательной практики в другие лечебные учреждения, где находятся длительно болеющие дети. Между ФГБУ «РНИОИ» и нашим лицеем был подписан договор о совместном участии в сетевой форме реализации образовательных программ для детей, находящихся на длительном лечении.

содружество «УчимЗнаем»

Следующим шагом в развитии проекта будет трансляция опыта и переход на международный уровень, вступление в Европейскую Ассоциацию госпитальной педагогики.

– Делитесь ли вы своим опытом с коллегами из других регионов?

– Безусловно. Обмен опытом необходим для плодотворной работы. В марте текущего года в Ростове проходила первая Региональная стажировочная сессия федерального проекта «УчимЗнаем» по созданию образовательного пространства для длительно болеющих детей, в которой приняли участие педагоги, тьюторы флагманской площадки Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова города Москвы, учителя госпитальных школ Краснодара, Астрахани, Воронежа. В первый день сессии были организованы пленарное заседание, секционные доклады, презентации лучших практик. А второй день был посвящен непосредственно работе с детьми в областной клинической больнице. Учителя лицея делились своими разработками с коллегами, обсуждали новые задачи в развитии госпитальной педагогики. Должна сказать, что работа в рамках проекта стимулирует всех участников к тому, чтобы постоянно учиться друг у друга. Так, у лицея налажено сотрудничество с московской школой № 109, возглавляемой академиком Российской академии образования , доктором педагогических наук , заслуженным учителем РФ Евгением Ямбургом, специалисты которой накопили большой опыт обучения детей, находящихся на длительном лечении.

– Есть ли у вас уверенность в том, что госпитальная педагогика станет неотъемлемой частью современного образования?

– Есть. Значимость этого проекта сложно переоценить. Создание полноценного образовательного пространства в больнице делает возможным не только формирование информационного, обучающего контента для детей, проходящих длительное лечение, но и обеспечивает психологическое сопровождение, позволяет совершенствовать когнитивные функции, восполняет дефицит общения, способствует процессу социализации, создает условия, максимально приближенные к обычной жизни. Врачи помогают ребенку бороться с недугом, а учителя наполняют его жизнь смыслом, дают возможность жить и творить. Проект получил поддержку депутата Государственно Думы седьмого созыва Ларисы Николаевны Тутовой. Донские парламентарии-единороссы во главе со спикером донского парламента Александром Ищенко выразили готовность менять законодательную базу для создания современной системы сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. А это значит, что госпитальная педагогика на Дону будет развиваться, и система образования в целом сделает шаг вперед.

Н. Шавва

Новости

18 Август 2019

Авторизация K2

Выходные данные

Журнал зарегистрирован управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области. 
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ПИ № ТУ61-01336 от 23 ноября 2018 г.
Главный редактор А.Г. Стариков.
Издатель ООО «Южный центр информационных технологий»

"Донской Регион"

Наши издания освещают события, происходящие в жизни Южного федерального округа. На страницах журнала публикуются актуальные материалы, посвященные политике, экономике, науке, образованию, культуре, медицине, спорту и другим важным темам Донского края.

Копирайт - 2010-2019, "Южный центр информационных технологий", Lex Forget